edcrunch_09.17

Как будет развиваться онлайн-образование в России

14 сентября на международной конференции EdCrunch состоялась презентация Российской национальной платформы открытого образования. В пленарной дискуссии о будущем онлайн-образования приняли участие зампред Правительства Аркадий Дворкович, замминистра образования Александр Климов, ректоры МИСиС, ВШЭ и Сколково.

Есть ли у российской онлайн-платформы шансы добиться такого же успеха, как у Coursera и EdX?

klimov

Я бы сказал, что наши ведущие университеты уже давно занимаются дистанционным образованием. Очень много материалов есть у них на сайтах, среди которых можно найти очень интересные курсы. Эта деятельность скоординирована в рамках всей системы высшего образования. Мы начали примерно год назад, у нас создана соответствующая рабочая группа при Министерстве образования и науки, и восемь ведущих вузов объединили свои усилия, чтобы создать открытую платформу, которая позволила бы студентам осваивать модули дистанционно. У нас сейчас уже есть порядка 40 модулей на платформе «Открытое образование». Как говорят, русские долго запрягают, но быстро едут. Надеюсь, мы будем двигаться достаточно динамично.

Платформу смогут использовать как российские университеты, так и зарубежные. Пока 8 университетов генерируют содержание платформы. Но мы предполагаем, что, после того, как пройдет апробация организационных и финансовых моделей, к нам присоединятся университеты, которые смогут подтвердить высокий уровень своих курсов, предъявляемый к участникам платформы.

Думаю, в будущем вариативность курсов будет расширена: возможность выбирать в современном образовании очень важна. Студент любого государственного и негосударственного вуза может прослушать любой курс и предъявить его своему университетскому руководству в зачет учебной программы. В Минобрнауки считают обязательным это для российских университетов. Сейчас мы заканчиваем разработку нормативных документов.

rectorvse

Думаю, у России есть очень большие шансы быстро развить систему онлайн-курсов. Дело даже не в организационных рамках, а в том, что мы — страна с большой потребностью в высшем образовании и с недостаточными ресурсами для того, чтобы эту потребность удовлетворить. В результате у нас очень много так называемого псевдообразования и слабого образования. Министерство не просто объединило восемь ведущих вузов, но и собирается убедить другие вузы в том, что им выгодно выкладывать свои онлайн-курсы на национальной платформе. Это колоссальное расширение образовательных возможностей и колоссальный рост качества образования. Это характерно не только для России, но просто для быстро развивающихся стран третьего мира. Доля онлайн-курсов, которые засчитываются при получении диплома, у нас очень быстро растет. При этом никто не сомневается, что очное обучение в университете ничем не заменимо.

Экономика платформы связана не с зарабатыванием денег, а с зарабатыванием репутации. Но таким же очевидным является то, что эта система выйдет на уровень экономической окупаемости. Думаю, Россия будет одной из первых стран, где это произойдет.

misis

В нашем вузе онлайн-образование особенно популярно при повышении квалификации и профессиональной переподготовке. Мы каждый год оттачиваем свои умения в этом направлении. В прошлом году мы создали еще один механизм — для наших абитуриентов. Мы открыли заочную школу материаловедения и разместили там первые онлайн-курсы. Кроме того, мы сделали большой вклад в национальную платформу. Могу сказать, что интерес среди наших преподавателей значителен, потому что преподавателей курсов мы определяли на конкурсной основе. У каждого университета достаточно много талантливых профессоров, которые могут поделиться с миром своими авторскими уникальными профессиональными методиками, взглядами на ту или иную проблематику. Поэтому, конечно же, эту работу мы будем продолжать дальше.

skol

По поводу изменений, которые нас могут ждать в будущем: сейчас самой большой ретейловой компанией является Alibaba Group, у которой нет ни одного офисного помещения. Самой большой таксовой компанией является компания Uber, у которой нет ни одного собственного автомобиля.

kiz

Определение тех отраслей, тех рынков, на которых мы можем оказаться, если приложим достаточное количество усилий, — очень важная задача. Нам нужно заранее подготовить достаточное количество людей с перспективными навыками. Если этого не произойдет, мы не сможем сделать рывок. Еще в Советском Союзе были похожие инициативы, которые могли бы послужить метафорами в этой истории. В 80-е годы началось массовое изучение информатики и программирования, и уже в 90-е годы было налажено «производство» людей, знакомых с основами программирования.

Сейчас есть особая задача — верно рассчитать, сделать ставки на широкий спектр индустрий. Здесь у дистанционного образования есть, несомненно, два мощнейших преимущества. Первое состоит в том, что оно значительно динамичнее. Классическое образование медленнее формирует те предложения, которые требуются на рынке. Приведу пример: в России до сих пор нет ни одного университета, в котором бы изучались дисциплины по гейм-дизайну. Гейм-дизайн — это разработка игр, причем не только развлекательных, но и образовательных. Это очень прогрессивная и перспективная область, и очень обидно, что Россия прогрессивно теряет в ней лидерство в последние 15 лет. Это целый кластер профессий, начиная с психологии и социологии и заканчивая программированием и дизайном. Например, игра «Корсары» и фильм «Пираты Карибского моря» выходили в России как совместный проект, но с тех пор мы потеряли лидерство. Онлайн-платформы сейчас прорываются вперед, потому что они способны быстро все организовать.

Второй момент заключается в том, что университеты — центры производства онлайн-курсов, фабрики технологий и знаний. Их задача — не столько образовать, сколько дать преподавателям поле для деятельности. Сейчас с коллегами из МИСиС мы совместно работаем над онлайн-курсом, определяя компетенции, которыми должен обладать студент технологического вуза.